Конкурс «Память и благодарность». Работы участников

Опубликовано Май 2, 2020 - Дмитрий Евсиков в Конкурс "Благодарно помнить"
память и благодарность 58

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Татарского района Новосибирской области

Киевская средняя общеобразовательная школа

КОНКУРС

«Великая Отечественная война. Память и благодарность»

 «Души прекрасные порывы»

Номинация:

«Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры… Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками» (Д.С. Лихачев)

Название работы:

«Наша память сильнее забвенья»

Работу выполнила Козина Олеся Владимировна,  учитель русского языка и литературы, МБОУ Киевской СОШ

2020 г.

 

Конспект урока мужества, посвящённый 75 годовщине Победы в ВОВ на тему: «Наша память сильнее забвенья»

 

Цель: формирование Российской гражданской идентичности; чувства сопричастности к историческому и культурному наследию русского народа; гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; уважение к истории страны на основе историко-краеведческого и литературного (поэтического материала) поэтов Татарского района Новосибирской области.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • положительно относиться к учению, анализировать и воспринимать стихотворение как произведение искусства;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • формировать эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Познавательные:

  • способность к смысловому чтению произведения;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
  • интерпретировать текст;
  • пользоваться приемами ознакомительного и просмотрового чтения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения;

Регулятивные:

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • самостоятельно формулировать тему, цели урока;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Предметные:

  • развивать навыки монологической речи учащихся;
  • формировать умения и навыки  художественного, выразительного чтения, чтения наизусть;
  • способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, пробуждение чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своего народа;
  • способствовать пробуждению интереса к судьбе и творчеству поэтов-современников.

Оборудование: выставка книг поэтов Татарского района; компьютер и проектор, свечи, портреты фронтовиков (возможно, дедушек и бабушек учеников), рисунки ребят.

Предварительная подготовка: учитель готовит презентацию к уроку, видеоряд; раздает стихотворения и биографии писателей;

Класс делится на группы  до урока. Перед уроком (примерно за неделю) дети получают задание: приготовить небольшое сообщение-исследование на тему: «Мой дедушка (моя бабушка) в годы ВОВ» либо  «Война в истории моей семьи». Также ученики знакомятся со стихотворениями поэтов, готовят их к чтению наизусть (выразительному чтению).

Урок рассчитан на учащихся старшего звена.


Ход урока. Слайд1.Наша память сильнее забвенья.

 

Слайд 2. Наша память сильнее забвенья:

Светлый май не забыть никогда.

Дань любви, уваженья, почтенья

Вместе мы пронесём сквозь года.

Рената Юрьева

 

Учитель:

Посмотрите на эпиграф урока и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке.  (Ответы детей)

Я предлагаю сформулировать тему урока, взяв строчку из предложенного эпиграфа. Какие цели вы перед собой ставите, ребята, к концу урока?

( ответы детей, постановка темы, целей урока)

Учитель: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры… Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками» (Д.С. Лихачев) Ребята, почему Д.С.Лихачёв называет память основой совести, культуры, долгом?

(ответы детей)

 Учитель:   Вы совершенно правы. Время идет, годы ВОВ все дальше уходят в прошлое. Но священная память о событиях тех грозных лет, о тех, кто не вернулся с фронта, их великих подвигах, о героизме на поле боя и в тылу живет в наших сердцах.

К сегодняшнему уроку вы приготовили небольшие сообщения о ваших бабушках и дедушках, участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны. Вам слово.

(Дети выступают с сообщениями)

Учитель: Ребята, мы прослушали ваши сообщения и поняли, что все ваши прадеды пережили ВОВ.  Кто–то из них сражался на фронте, кто-то трудился в тылу. Как поётся в песне, «нет в России семьи такой, где  б не памятен был свой герой». Война затронула все семьи, села и города. Обсудите в группах и ответьте на вопросы:

1 группа: какое чувство было главным и руководило поступками ваших прадедов?

2 группа: охотно ли вспоминают (вспоминали) ваши дедушки и бабушки о военном времени и о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться?

3 группа: почему мы не должны забывать о том, какой ценой далась нам Победа в ВОВ?

(дети обсуждают и отвечают на вопросы)

Слайд3.

Мы празднуем Победу и поныне,

Нет срока давности для памяти людской.

Пока мы помним, сердце не остынет.

Пусть на земле всегда царит покой.

Рената Юрьева

Нет срока давности для памяти людской…

Эти строки принадлежат директору Кочневкой школы, члену международного Союза писателей России Р.Юрьевой. Да, война прошла, но память о тех трагических и героических событиях жива в сердцах людей. Да и разве можно забыть войну? Забыть подвиг наших солдат, земляков, тружеников тыла, которые ценой своей жизни защищали родину, землю?

О войне написаны сотни книг. И принадлежат они перу людей, которые прошли военными дорогами до Берлина.

Но военная тема звучит не только в произведениях писателей-фронтовиков, людей, прошедших горнило войны, но и в творчестве поэтов послевоенного поколения. И это очень важно, когда люди, знающие о войне по воспоминаниям фронтовиков, прадедов, продолжают думать, анализировать события, каждый раз возвращаясь памятью в тяжелые военные годы.

В нашем районе есть литературно-музыкальное объединение «Седьмое небо». Многие поэты и писатели в своём творчестве затрагивают тему войны. Это и те, кто прошел военными дорогами до Берлина, и те, кто родился в послевоенное время.

Хотела бы перечислить их имена: Рената Юрьева, Юрий Галев, Владимир Юревич, Иван Долинский, Олеся Козина, Ирина Бирюкова.

Сегодня мы познакомимся с творчеством наших поэтов – земляков, проживающих в Татарском районе.

Мы с вами пытаемся ответить на вопрос, почему поэты – земляки  обращаются к теме войны в своём творчестве.

Домы вы знакомились с творчеством поэтов, вам, ребята, слово.

1 учащийся.

Слайд4.  Среди наших земляков, принимавших участие в войне, есть поэт, чье творчество пронизывает боль воспоминаний об этом времени. Это Иван Долинский, он родился в 1925 году,   прошел войну, стихи начал писать в зрелом возрасте. С 1943-го по 1945 прошел военными дорогами от Гродно до Берлина, участвовал в освобождении Варшавы.


Читает  стихотворение «Радость победы».

Обсуждение: какие чувства переданы в стихотворном тексте. Какой эпитет использует поэт-фронтовик, чтобы описать дни войны? (Адские), Каков итог этой войны? (Могилы на Волге, могилы в Крыму,

Могилы на русских равнинах..).Прошли годы, а поэт помнит о войне, почему? (Потерял задушевных друзей, они похоронены в братских могилах)

 

Слайд 5.Ученик2.  Юрий Галёв. Родился после войны, но, будучи историком по образованию, не смог в стихах, повестях и рассказах  обойти стороной военную тему. Как говорит сам Ю.В. Галев, сюжеты придумывать не приходится. Достаточно воспоминаний, знания истории, общения с нашими дедами- ветеранами, участниками войны. И результат – искренние, проникающие прямо в сердце стихи и войне.

Слайд6. ВЕТЕРАН

Учитель: Скажите, что заставило «школяра» переживать воспоминания фронтовика, что он понял после этой встречи? Какие воспоминания вызвали вопросы детей у фронтовика? Охотно ли он отвечал на вопросы, докажите это, используя стихотворный текст.

(Ответы детей)

Учитель: А сейчас предлагаю послушать песню на стихи Юрия Галева «Эшелоны». Слайд 7.

Какие чувства передает автор в этом стихотворении?

(Ответы детей)

  Слайд 9.  Стихи Ренаты Юрьевой можно найти на страницах  газеты «Сибирская околица». Среди многочисленных сборников, у поэтессы есть  небольшой по объему, но очень емкий по содержанию сборник  «Память» ,  посвящённый  военной теме.

Слайд 10. «Поэт может писать обо всём. В этом его особенный дар. И всё же есть темы,  к которым даже прикасаться сложно. Не оттого, что нечего сказать, а боишься не передать всей глубины, трагедии, истинности чувств и ощущений. Для меня – это тема войны. Но и не писать об этом не могу. Потому как всей душой страдаю от закопченного порохом солнца и слез в глазах детей, от того, что я не хочу повторения этого ужаса. И я пишу. Но пишу через призму детской памяти, когда впервые. Благодаря родителям, почувствовала боль ветеранов и величие нашей победы», — говорит Р.Р.Юрьева. Давайте послушаем некоторые из ее стихов.

Из цикла «Неотступное эхо войны».

Слайд11.

Ученик 4.

     Был бой последний

 

Ученик 5. Слайд12.

Наша память сильнее забвенья.

Ребята, ответьте мне на вопрос: почему же «наша память сильнее забвенья»? Откуда истоки нашей памяти? Можно ли вслед за поэтом утверждать, что память передается от родителей к детям?

(ответ детей)


Учитель: А сейчас я предлагаю послушать песню «Довоенный вальс» на стихи Ренаты Рашидовны в исполнении  Виктора Бекк.(слайд 13)

Учитель: У Ренаты Юрьевой есть рассказ «Письмо в будущее». Вы прочитали его дома.

В этом рассказе девочка, ваша современница, читает письмо, написанное в далеком 1944 году мальчиком-подростком.

Читает подготовленный ученик.

Учитель: Ребята, давайте подумаем, каким показан здесь этот мальчик, которому предстоит идти в бой? Чем он похож на вас? Можно утверждать, что в ВОВ принимали участие не только взрослые, но и дети? Как вы считает, это правильно? Удалось ли Ренате Юрьевой передать и страх мальчика, и чувство ответственности за предстоящий бой, за исход войны?

(Обсуждение в группах и ответы)

Почему спустя столько лет после войны дедушка приходит в эту аллею? Есть ли у памяти срок давности? Не созвучны ли строки стихотворения И.Долинского и Рассказа Р.Юрьевой: «Могилы на Волге, могилы в Крыму, Могилы на русских равнинах»? Смогли ли дети

Слайд 14. Ученик: В творчестве Олеси Козиной война передана через воспоминания фронтовика, читающего военные письма, через воспоминания бабушки, которая делится детскими воспоминаниями со своей внучкой, через воспоминания солдат.

Читает подготовленный ученик слайд 15. Слайд 16. «Военные письма», «За чаем», «Фронтовые сестрички»,  «Сибирские деревни».( на выбор)

Учитель: Как вам кажется, охотно ли вспоминают герои стихотворений о военном времени? На ваш взгляд, ребята,  что самое страшное было для них на войне? Каково это: ребенком испытать жизнь в оккупации? А солдату оставлять родную землю на разграбление врага? Или вспоминать, что своей жизнью ты обязан хрупкой молоденькой медсестре, которая чудом вытащила тебя из-под огня? Обсудите в группах и ответьте на вопросы.

(Обсуждение и ответы детей)

Слайд 17.Александр Юревич, учитель – филолог, сотрудника «Народной» газеты, поэт. В его творчестве военная тематика представлена рядом стихотворений «Отцы уходили на фронт», «Нагрянула злая беда» .

Я прочитаю стихотворение


«Разыщите меня, следопыты» слайд 18. ( в конце ролика идут фотографии ветеранов нашего села, бабушек  и дедушек учеников)

 (минута молчания, зажигаются свечи)

Учитель: возвращаясь к цели, которую вы поставили перед собой, скажите,  ребята, как передана война  в творчестве наших поэтов? Какое произведение вам близко и почему? Удалось ли внести новое в тему войны авторам «Седьмого неба»? Возвращаясь к вашему домашнему заданию, скажите, совпадают ли воспоминания ваших дедушек и бабушек с теми чувствами, которые передают поэты в своих стихах о войне? Могла ли ваша бабушка в беседе с вами рассказать о войне так, как это сделала героиня стихотворения Олеси Козиной «За чаем» или герой стихотворения Юрия Галева «Ветеран»?  И главное: почему поэты – современники до сих пор обращаются к теме войны в своём творчестве?

(Ответы детей)

 

Рисунки детей

память и благодарность 60

Гелетюк Елена

 

 

память и благодарность 59

Леднева Яна

 

память и благодарность 58

Ступак Настя

 

память и благодарность 57

Трегубова Дарья

 

память и благодарность 56

Трегубова Дарья

 

 

Нет комментариев к “Конкурс «Память и благодарность». Работы участников”

Обсуждение закрыто.